Боевой путь бронепоезда № 53
В ходе учебного процесса в объединении «Военно-патриотический клуб «Молодой суворовец» много внимания уделяется изучению боевых действий на территории Солнечногорского района в ходе Московской битвы 1941 года.
Одним из ярких эпизодов тех событий является боевые действия отдельного бронепоезда № 53 по защите города Солнечногорска 22 и 23 ноября (суббота и воскресенье) 1941 года от немецко-фашистских захватчиков.
Эта тема нас глубоко затронула и мы решили собрать всё что можно о боевом пути этого бронепоезда. Проведённые исследования мы оформили в виде конкурсной работы с которой вошли в число финалистов на областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество».
В данном разделе вашему вниманию предлагаются материалы этой работы.
Бронепоезд № 53
На снимке — командир бронепоезда капитан Джахиев А.Д. объясняет задачу группе офицеров перед выходом на боевую операцию. Присутствуют слева направо: командир бронеплощадки лейтенант Ф. Соченко, комиссар бронепоезда В.П. Полюсук, командир бронепоезда капитан А.Д. Джахиев и секретарь партийной организации лейтенант Смирнов НМ
Станция Подсолнечная. Там вдали, где светит прожектор приближающегося поезда, и проходил бой бронепоезда № 53 с немецкими танками
Слайд из презентации Виктории Селезнёвой
Слайд из презентации Виктории Селезнёвой
Стойко защищает родную Москву бронепоезд под командой капитана Джахиева. [Лубок] Грузхудожник», 1942.
Введение
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Одной из своих главных задач гитлеровские войска поставили захват нашей столицы города Москвы. Наш город Солнечногорск осенью 1941 года оказался на направлении главного удара фашистских захватчиков. Здесь проходили ожесточённые сражения, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм
Наступательная операция под Солнечногорском вошла в историю. Впервые враг отступал. В боях под Солнечногорском погибли более 25 тысяч советских солдат.
В связи с этим Московская областная Дума своим решением от 30 апреля 2015 года присвоила городу Солнечногорску почётное звание «Населённый пункт воинской доблести».
Случилось так, что неожиданно для командования наш город оказался под ударом врага, и в условиях дефицита времени и средств на подступах к городу не удалось организовать качественную оборону. Поэтому с врагами сражались небольшие боеспособные силы, которые к тому времени находились на территории города.
В числе таких оказался бронепоезд № 53, который внёс значительный вклад в защиту города Солнечногорска.
Целью исследования является изучение на примере боевого пути бронепоезда № 53 мужества, героизма, интернациональной сплочённости, которую проявили советские люди за годы Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Задачи:
— рассмотреть бронепоезд как вид бронированной техники
— изучить историю создания бронепоезда № 53
-изучить боевой путь бронепоезда № 53
-изучить ход сражений в районе станции Подсолнечная в г. Солнечногорске
Судьба бронепоезда № 53 по-своему уникальна. Созданный до войны – он некоторое время находился на консервации. С началом войны он в короткий срок был приведён в боевое состояние и вступил в схватку с врагом. Несколько раз его судьба висела на волоске, но экипаж держался стойко и мужественно. Бронепоезд восстанавливался и продолжал сражаться. Ему удалось одному из немногих оказаться победителем в схватке с вражескими танками. Оказавшись повреждённым и в окружении в ходе немецкой летней наступательной операции он был взорван своим экипажем, но после того как эта территория была освобождена бронепоезд как птица Феникс был заново возрождён, возвратился в строй и бил врага до конца войны.
Методика исследования обусловлена изучением литературы и интернет — ресурсов по этой теме. План работы включает рассмотрение следующих вопросов: изучение бронепоезда как вида боевой бронированной техники, как создавался бронепоезд № 53 и каков был его боевой путь.
Основная часть
Боевой путь бронепоезда № 53
Шёл шестой месяц Великой Отечественной войны. Немецкие войска неудержимо рвались к столице нашей Родины городу Москве.
Встретив упорное сопротивление советских войск под Клином, мощная танковая группировка гитлеровцев, , стала обходить его с юго-запада и двигаться на Солнечногорск с целью перерезать железную и шоссейную дороги.
Для поддержки оборонявшихся здесь соединений 16-й армии бронепоезду № 53 была поставлена задача отражать атаки немецких войск на участке Клин – ст. Подсолнечная.
Бронепоезд — это железнодорожный состав с артиллерийским и пулеметным вооружением, укрытый броней. Предназначен он для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги.
Бронепоезда возникли от удачного соединения подвижного состава и артиллерии. Еще в период гражданской войны Севера и Юга США в июне 1862 года была использована 32-фунтовая пушка, установленная на четырехосную платформу. Это «железное чудище» неожиданно нанесло огромные потери в стане южан, располагавшихся лагерем у железной дороги.
Чуть позже в Европе зимой 1871 года во время франко-прусской войны прусские войска тоже применили железнодорожную артиллерию.
В первую мировую войну позиционный характер ведения боев позволил применять бронепоезда в качестве средств передвижения тяжелой и сверхтяжелой артиллерии. Это давало возможность быстро сосредоточивать огневую мощь на каком-либо важном объекте, устранять сложность в снабжении подобного рода орудий боепитанием. Артиллерия, передвигаясь по железной дороге, была мобильной, могла неожиданно появляться в расположении противника, молниеносно наносить удары по его живой силе и технике, а также оперативно уходить от ответного огня.
На Путиловском заводе в годы первой мировой войны были построены первые русские бронепоезда. В 1915 году инженерами был разработан тип бронепоезда для русской армии. Он состоял из бронированного паровоза, двух бронеплощадок с мощными гаубицами и двух-трех платформ, именуемых контрольными. Двигаясь впереди состава, они как бы «контролировали» состояние пути, прежде чем по нему пройдут бронеплощадки и бронепаровоз. На них размещались рельсы, шпалы, костыли и другое железнодорожное имущество для ремонта полотна.
Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине двадцатого века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.
Но так уж сложилось, что гражданская война в России, стала ареной самого массового в истории человечества применения бронепоездов.
Бронепоезд № 53, принимавший активное участие в обороне города Солнечногорск в ноябре 1941 года, относится к бронепоездам конструкции типа БП-35, разработанной на Брянском машиностроительном заводе. Их производство велось в предвоенные годы, и продолжалось в первом периоде второй мировой войны.
Во второй половине тридцатых годов было построено несколько таких бронепоездов, поступивших на вооружение Красной армии. Среди них можно назвать такие известные бронепоезда как «Комиссар Лестев», «Железнодорожник Донбасса» и другие.
Бронепоезд №53 состоял из бронированного паровоза и двух бронеплощадок. Каждая из них имела по две башни с трехдюймовыми морскими орудиями Путиловского завода и по четыре пулемета «Максим» с каждого борта. На бронепаровозе ПР-35 была установлена счетверенная зенитная установка из тех же «Максимов».
Изначально бронепоезд № 53 входил в состав 4-й железнодорожной бригады войск ОГПУ СССР. Позднее Приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» бригада была переформирована в 3-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
К началу войны в состав дивизии кроме бронепоезда № 53 входили «Смелый», № 58 «Бартош Гловацкий», № 73 и № 76.
Вначале 53-й отдельный бронепоезд (типа БП-35) до войны — кадр второй очереди (находился на хранении) легкого бепо 7-го ОДБП в Грузии, в районе Тбилиси.
Старший машинист бронепоезда М. Д. Алапов вспоминает: «На станции Навтлуги, в пригороде Тбилиси, находился сборный учебный пункт бронепоездов. Наш 53-й отдельный бронепоезд формировался в Тбилиси на базе 7-го Отдельного дивизиона бронепоездов, в состав которого входили бронепоезд а. №№ 27, 28, 29, а четыре бронепоезда №№ 53, 54, 55, 56 стояли в неприкосновенном запасе — НЗ. Почти все машины, поступившие сюда, были построены в Брянске. Я сам дважды приводил оттуда крепости на колесах. На четвертый день войны мы с 53-м бронепоездом ушли на Западный фронт. Путь лежал через Брянск. Там на заводе «Красный Профинтерн» бронепоезд подправили и довооружили. Экипаж сложился дружный. Почти за пять месяцев схваток с фашистскими войсками приобрел солидный боевой опыт…»
23 июня 1941 года командир дивизии получил директиву начальника войск НКВД, регламентировавшую порядок использования бронепоездов в новых условиях. На четвертый день войны под командованием капитана Джахиева и политрука Полюсука бронепоезд № 53 направили на Западный фронт.
Основной задачей для него определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям. Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный узел. Бронепоезд № 76 ушёл в Молодечно для поддержки 9-й кавалерийской дивизии, а № 73 остался на станции Беларусь. Здесь, в Белоруссии, им пришлось сдерживать наступление гитлеровских дивизий группы «Центр».
Последовали пять месяцев непрерывных боев.
22-23 ноября экипаж бронепоезда выдержал тяжелейший поединок с немецкими танками под Солнечногорском.
22 ноября в 16.00 часов бронепоезд находился на ст. Покровка. Связавшись по селектору со ст. Подсолнечная, Джахиев узнаёт, что станция и Ленинградское шоссе, по которому двигались наши войска, находятся под обстрелом немецкой артиллерии. Поезд на полной скорости двинулся к ст. Подсолнечная. Когда поезд подошёл к Солнечногорску, Джахиев увидел, что с юго-запада к железной дороге движутся немецкие танки и, ведя огонь с хода, держат под обстрелом дорогу.
— Правым бортом всем орудиям – огонь! – командует Джахиев.
Бронепоезд № 53 вступает в бой. Как это было, рассказывает член экипажа бронепоезда Н. Дзэнеладзе:
«Мы увидели колонну из 10 танков. Они разделились на две группы и открыли огонь по бронепоезду. Командир, капитан Джохиев, подпустил танки на близкое расстояние. Все четыре орудия бронепоезда открыли огонь. Первыми снарядами были подбиты два танка. Немцы, не ожидавшие такого отпора, отошли. Используя естественные укрытия, немецкие танки пытались перекрыть путь бронепоезду, разворотить гусеницами рельсы. Но мы своим огнем не допустили их к полотну железной дороги и подбили еще три танка. Выскочившие из горящих танков экипажи были уничтожены пулеметным огнем».
Умело маневрируя, бронепоезд около двух часов вел артиллерийскую дуэль с танками и прикрывал отход своих войск на новые позиции.
Несколько снарядов врага пробили броню бронепоезда. Был пробит паровозный тендер. Произошла большая утечка воды.
В 18 часов бронепоезд отходит к станции. На путях — составы, много составов. В них боеприпасы, военное имущество. Нужно все это спасти, вывезти из-под огня противника. Бронепоезд ведет заградительный огонь.
К 19 часам 22 ноября бой затих. Немцы остались на ночь в районе нынешней туббольницы. Захватить с ходу Солнечногорск фашистам не удалось.
И вот свободные паровозные бригады бронепоезда заняли места на стоявших паровозах. Состав за составом выкатываются со станции. Все заняты своим делом: кто работает за машиниста и кочегара, кто за сцепщика и стрелочника. Личному составу бронепоезда с ремонтом помогают железнодорожники.
Вспоминает комиссар интендантской базы 16-й армии С. М. Ямщиков: «Примерно в 15 часов 22 ноября в Солнечногорск прорвалась группа легких немецких танков с десантом автоматчиков, хотя бои шли в пятнадцати километрах от города. В эти дни нами в городе Высоковском под Клином был свернут и эшелонами эвакуирован на станцию Подсолнечная продовольственный склад, снабжавший этот фланг 16-й армии. Кроме того, на станцию в адрес 16-й армии прибыли вагоны с теплым обмундированием и валенками. Мы готовили эшелоны к отправке, да помешали вражеские танки. Если бы не своевременная помощь бронепоезда, нам бы пришлось туго…»
Расчистив пути, в полночь бронепоезд отходит к станции Поварово. Приняв там десант – пулемётный батальон, поезд снова держит путь на Подсолнечную. Там пулеметчики с ходу занимают огневые позиции. Им предстоит трудная схватка с противником.
Ночь прошла относительно спокойно.
Наступило утро 23 ноября, воскресенье. Как писал К. Куркин, оставленный в городе в качестве подпольщика, в городе было тихо. Горожане по карточкам получали хлеб и другие продукты. Со станции ушел последний эшелон эвакуируемого завода имени Лепсе.
Около 12 часов дня снова послышались орудийные залпы, свист мин, стрельба из пулеметов и автоматов. Немецкие танки, ведя непрерывный огонь, от туббольницы двинулись к железной дороге, туда, где насыпь сравнивается с обочинами (ныне район СЭМЗ). Бронепоезд № 53 пытался преградить им путь, но вновь получил серьёзные повреждения и отошел к станции. Около 15 часов фашистские танки перешли через полотно железной дороги и вышли на Ленинградское шоссе.
После этого боя поезд отходит в тыл. На перегоне Подсолнечная – Поварово состоялась вторая артиллерийская дуэль бронепоезда с большой группой танков. Танки пытаются обогнать бронепоезд, выйти на железнодорожное полотно, разрушить путь. Но бронепоезд, пробивая себе путь огнём, выходит из зоны огня танков и прорывается к Москве.
Так произошёл редчайший случай, когда бронепоезд вступил в единоборство с наседавшей на него громадой фашистских танков и вышел победителем. Умелые действия бойцов бронепоезда не дали противнику перерезать Ленинградское шоссе, по которому отходили массы наших войск. Сам бронепоезд получил три десятка крупных и более сотни небольших пробоин.
«Интернациональной бригадой называли наш боевой коллектив, — вспоминает подполковник в отставке В. П. Полюсук. — Русские и грузины, украинцы и армяне, белорусы и татары служили в одном экипаже. И надо сказать, хорошо служили! После того как не дали возможности противнику перерезать путь наших войск по Ленинградскому шоссе и прибыли на новую стоянку, на теле бронепоезда насчитали три десятка крупных пробоин, сотни вмятин. А потом состоялось партийное собрание. На нем обсуждали заявление сержанта Реуцкого и военфельдшера Долидзе о приеме в партию. Собрание решило: достойны».
Командующий Московским военным округом и Московской зоной обороны генерал Артемьев П.А. дал высокую оценку действиям бронепоезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены: командир бронепоезда Джахиев А.Д., комиссар Полюсук В.П., его заместитель Кривошеев Г.Н., секретарь парторганизации Смирнов Н.М. и другие.
После ремонта отдельный бронепоезд № 53 под командованием капитана А. Д. Джахиева участвовал в советском контрнаступлении под Москвой, а затем получил направление на Кубань.
В марте 1942 года вместе с бронепоездом № 751 «Свердловский железнодорожник» он вошел в состав 16-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП).
Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И. С. Фефелев, бронепоезд «Свердловский железнодорожник» вместе с бронепоездом № 53, защищавшим Москву в 1941–1942 годах, вошел в состав 16-го ОДБП.
Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б. Л. Амаглобели. Старший машинист Д. Н. Копейкин возглавил паровозную службу бронепоезда № 53.
Из-под Подмосковья бронепоезд вел на Кубань машинист М. Д. Аляпов. Михаил Давыдович Аляпов три года до Отечественной служил в Тбилисском дивизионе бронепоездов машинистом бронепаровоза, хорошо владел своим делом. В боях под Москвой мастерски водил бронепоезд в бой, умело маневрировал под бомбовыми ударами авиации, вовремя уводил стальную крепость от прямых ударов противника.
После войны машинист М.Д. Аляпов, проживавшй в Тбилиси, вспоминал: «С весны 1942 года бронепоезд № 53 в составе 16-го ОДБП нес охрану железнодорожных перегонов от станции Тимашевская до Староминской и от Ейска до станции Сосыка. Ежедневно один из бронепоездов сопровождал эшелоны. Немцам ни разу не удалось повредить состав, за которым следовал бронепоезд. Огонь его был плотен, и вражеским самолетам приходилось сбрасывать бомбы без прицела. Поэтому фашистская авиация старалась вывести из строя прежде всего станционные стрелки и железнодорожное полотно. Дивизион вынужден был действовать вместе с восстановительным поездом. Для исправления пути восстановительная бригада всегда выезжала в сопровождении бронепоезда. «Мессеры» организовали охоту, как за бронепоездом, так и за командой восстановительного поезда. Но пулеметчики стали заблаговременно готовиться и своевременно открывали стрельбу по любому внезапно появившемуся самолету.
Мы курсировали по Краснодарскому краю, охраняли от налетов железнодорожные станции Тимашевская, Тихорецкая, Кавказская. В августе 1942 года в районе станции Брюховецкая бомба попала в бронепоезд. Имелись убитые и раненые, но бронепаровоз оказался исправным. Мы продолжали прикрывать наши отходящие части. Когда Краснодар был взят немцами, мы отошли к Тоннельной (под Новороссийском), где и взорвали свой бронепоезд…»
Благодаря работе военно – научного общества при Солнечногорском гарнизонном доме офицеров «Выстрел» в нашем распоряжении имеется фото командира бронепоезда № 53 капитана А.Д. Джахиева, комиссара бронепоезда В.П. Полюсук, секретаря партийной организации лейтенанта Н.М. Смирнова и командира площадки лейтенант Ф. Соченко.
В нашем распоряжении находится один из редких снимков бронепоезда изнутри, как экипаж ведёт огонь из орудий.
Как пишет в своей книге «Солнечногорск: на последнем рубеже» В.И. Иванов в конце сентября 1971 года бывший комиссар бронепоезда подполковник в отставке В.П. Полюсук и бывший помощник командира Н.М. Смирнов посетили наш город Солнечногорск, побывали на месте сражения на ст. Подсолнечная, встретились с общественностью города, сфотографировались на память.
«Вот здесь стоял наш бронепоезд, когда он завязал бой с немецкими танками, обстреливающими Ленинградское шоссе» — вспоминал тогда В.П. Полюсук, указывая на рельсы в районе станции Подсолнечная.
Судьба бронепоезда № 53 нашла отражение в творчестве художников.
В столице Грузии городе Тбилиси, где изначально базировался бронепоезд № 53, в объединении Грузхудожник хранится созданная в 1942 году работа К. Зданевича (лубок), на которой изображена схватка бронепоезда с немецкими танками при защите города Солнечногорска. К работе прилагается такое пояснение»: «Грозный бронепоезд Джахиева. Стойко защищает родную Москву бронепоезд под командой капитана Джахиева. Беспощадно и мужественно разят врага – боец зенитчик младший командир К.Гавуния, отражавший налёты вражеских бомбардировщиков и наводчик орудия товарищ Кокошвили, меткими залпами уничтоживший танки и пехоту врага. Много фашистской нечисти истреблено могучим советским бронепоездом».
Мы считали, что на этом история бронепоезда и закончилась. Но совсем недавно мы узнали, что это не так. У него была вторая жизнь.
Когда от немцев освободили станцию Тоннельную, бронепоезд № 53 был восстановлен, и продолжил свой дальнейший боевой путь. На сайте MyShared мы нашли презентацию, в которой одна девочка из Мордовии рассказывает о своей прабабушке Селезнёвой Полине Григорьевне, которая воевала на бронепоезде № 53 уже после событий на станции Тоннельной под Новороссийском.
Мы связались с авторами этой презентации. Со слов педагога, руководившею этим проектом – они очень рады, что их работа кому-то пригодилась. А мы в свою очередь попросили её поздравить с днём рождения от имени молодых суворовцев из Солнечногорска Селезнёву Полину Григорьевну, которой 14 октября 2015 г. исполнился 91 год.
По их информации после Победы бронепоезд перегнали на территорию Молдавии, личный состав демобилизовали, а сам бронепоезд вновь был поставлен на хранение.
Результаты исследований:
— бронепоезд № 53 относится к серийному типу бронепоездов проекта типа БП-35, выпускавшихся на Брянском машиностроительном заводе
— команда бронепоезда была интернациональной
— бронепоезд вступил в бой с первых дней войны и дошёл до Победы
— бронепоезд получал повреждения различной степени, но его команда всегда поддерживала его в боеспособном состоянии
Выводы:
Роль бронепоездов как вида боевой техники полностью раскрыта на примере отдельного бронепоезда № 53
Удачно прослежен боевой путь бронепоезда № 53, который сражался с врагами на нашей Солнечногорской земле.
Рассматривая сведения об отдельных членах экипажа можно подчеркнуть интернациональный состав и сплочённость экипажа бронепоезда.
Опираясь на различные источники, автору удалось показать ход боевых действий с участием бронепоезда № 53 в районе станции «Подсолнечная» города Солнечногорска 22 и 23 ноября 1941 года.
Заключение:
Изучение материалов данного исследования о боевом пути бронепоезда № 53, один из эпизодов которого связан с защитой города Солнечногорска от немецко — фашистских захватчиков в ноябре 1941 года, может служить дополнительным материалом для изучения истории родного края в школах, в системе дополнительного образования, будет способствовать дальнейшему развитию патриотизма молодых людей.
Список использованной литературы:
Авдонина О.Г. Солнечногорье – Страницы истории. Г. Солнечногорск. 2011 г.
Иванов В.И. «Солнечногорск: на последнем рубеже». Русский мир. Москва, 2010 г.
Дроговоз И.Г. Крепости на колёсах: истории бронепоездов. Мн.: Харвест 2002 г.
Волошнюк С.Е. Солнечногорье – страницы истории. Г. Солнечногорск. 1998 г.
Волошнюк С.Е. Книга памяти Солнечногорского района Московской области. Типография № 5 Комитета РФ по печати. Москва, 1995 г.
Александров А.В. Альбом — очерк военно – научного общества при Солнечногорском гарнизонном доме офицеров «Выстрел». г. Солнечногорск, 1975 г.
Шведов Б.П. Были Солнечной горы. Московский рабочий. 1973 г.
Интернет ресурсы:
Сайт «Фортовед» http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=258&prevloaded=1&rid=0&S=84c3b5ff4c2e12c0c8cbe537d0e6e96b&start=50