В боях на Курской дуге.
Воспоминания участника Великой Отечественной войны, Пороскун Ивана Семёновича, танкиста, полковника в отставке
Один из многих эпизодов боевых действий в Орловско-Курской битве (июль – август 1943 г.)

Пороскун Иван Семёнович
После боёв на Калининском фронте и освобождения г. Велики Луки наш 12 танковый полк в составе 34 механизированной бригады 2-го механизированного корпуса была выведена в тыл на доукомплектование. Мы получили новую боевую технику, пополнили материальные запасы, укомплектовали подразделения. Личный состав приводил технику в полную боевую готовность, и готовились к новым боям. В ротах были составлены расписания занятий, выбраны участки местности, где тренировали молодое пополнение: механики-водители в вождении боевых машин, командиры танков и орудий в стрельбе прямой наводкой. Проводились конференции специалистов, на которых изучался опыт предыдущих боевых действий, и намечались пути совершенствования боевого мастерства каждого солдата и офицера.
Занятия, как правило, проводились прямо на танке. Изучали устройство, работу и возможные неисправности узлов и агрегатов и порядок их устранения. Особое внимание уделялось изучению правил эксплуатации материальной части и её технического обслуживания.
И вот поступила команда готовить танки к погрузке на железнодорожные платформы для передвижения на новый участок фронта. Заготавливалась проволока и брёвна для крепления танков на платформе, проводились показные занятия по правилам погрузки и разгрузки.
Никто из нас взводных и ротных командиров не знал, куда направят наш эшелон, сколько дней и ночей мы будем в пути, но все мы были готовы освобождать наши сёла и города на любом участке фронта.
Несколько суток мы находились в пути, разгрузившись маршем, передвигались с одного участка фронта на другой и наконец, остановились на Брянском фронте. В разгаре было лето 1943 года. На передовой была тишина. Ничто не предвещало бури. После больших и утомительных маршей, когда командиры танков сменяли у рычагов уставших механиков — водителей и сами вели боевые машины, все, наконец – то получили возможность отдохнуть и заняться собой.
Мы получили топографические карты района предстоящих боевых действий, на которых были города Орёл, Ефремов, Мценск, Жилино, Дубовая Роща и другие населённые пункты, а также реки Ока и Зуша. Нам стало ясно, где мы будем вести боевые действия. Чисто русский пейзаж, речушки, озёра, холмы, балки составляли самую неудобную для танков местность. Может быть, поэтому наше командование учло это обстоятельство, и мы не были привлечены для прорыва вражеской обороны.
Итак, в один из дней июля – месяца где-то на Западе от нас загремели орудия, в воздухе полетели на Запад наши бомбардировщики и штурмовики. С каждой минутой гул нарастал, поднимались ввысь тучи пыли, а затем стали слышны автоматные и пулемётные очереди и слабеть орудийные выстрелы.
Мы в колоннах начали выдвигаться из своих районов на свои направления наступления. Немецкая авиация также не бездействовала – бомбила наши колонны, но серьёзного ущерба нам танкистам не наносила. Пострадали только машины технического замыкания. Наши стрелковые подразделения успешно прорвали оборону противника, и мы были введены в бой в ротных колоннах.
Нашей роте была поставлена задача стремительно выйти к шоссе Мценск – Орёл, и не допустить отхода немцев из Мценска. Первыми вышли к шоссе экипажи нашей роты во главе с лейтенантом А.П. Роман, лейтенантом Малюгой, лейтенантом Варданяном, младшим лейтенантом Опанасенко. В этой группе был и мой танк.
По шоссе сплошным потоком отходили танки, бронетранспортёры, автомашины, другая техника гитлеровцев. И тут началось! Я по радио получил приказ стремительной атакой, двигаясь правее командира роты лейтенанта Роман использовать складки местности как укрытия, уничтожить в первую очередь танки и бронетранспортеры, а затем другую технику противника. До шоссе было не более 1000 метров. Немцы не ожидали нашего появления и не приняли никаких мер предосторожности. Первые же наши снаряды попали в цель – колонна остановилась, горели танки и бронетранспортёры. Гитлеровцы заметались по обочинам, бросая машины на дороге. С приближением наших танков к шоссе мы пулемётным огнём продолжали уничтожать уцелевших фашистов и вскоре овладели шоссе. Немецкая колонна была полностью разгромлена.
Параллельно шоссейной дороге находилась железная дорога Мценск – Орёл, по которой со стороны Мценска двигался бронепоезд. Мне было приказано под прикрытием огня танков нашей роты выдвинуться к железнодорожной насыпи и перерезать дорогу.
Я спустился в кустарник у дороги, оставил танк, вышел из него совместно с заряжающим подготовили сцепку танковых тросов, подтянули их к рельсам и зацепили за них. И в этот момент увидели и услышали разрывы снарядов на насыпи в 20-30 метрах от нас. По-видимому гитлеровцы разгадали наш замысел, когда увидели нас на насыпи и решили огнём из пушек бронепоезда уничтожить нас и не допустить разрушения железнодорожного полотна. Но было поздно. Мы быстро соскочили в танк и механик-водитель, включив первую передачу, сдвинул рельсы вместе со шпалами с железнодорожной насыпи и затем танк забуксовал.
Вторая, третья попытка разорвать колею не увенчалась успехом. Наш танк таким образом оказался в ловушке. Вперёд не пускает сдвинувшаяся с насыпи колея, назад – опасность подставить борт бронепоезду. И всё же я решил сдать назад на такое расстояние, чтобы снять трос с заднего буксировочного крюка, а затем быстрым рывком выскочить с этого места и прибыть в ту точку, от которой я начал выполнять задачу. Что и было сделано. Правда, мы лишились буксирных тросов, но они не оказались трофеями для немцев, так как вскоре сюда прибыли наши передовые подразделения, а троса мы сняли с подбитых танков в этот же день — танкисты хорошо знают, что троса часто выручают, а танк без них не боеготов.
По прибытии на старое место, где я получил приказ, никого из танкистов не застал и вскоре мы по радио получили новый приказ, двигаться в таком-то направлении (не помню названия населённых пунктов) и так же сообщение, что немецкий бронепоезд отошёл в направлении Мценск. Это подняло настроение и чувство уверенности в правильности моих действий.
Двигаясь в указанном направлении, вскоре на удалении примерно 1,5 километров показался хвост нашей танковой колонны, сосредотачивающейся в рощу.
Через несколько минут в небе появились немецкие штурмовики и начали кружиться, отыскивая цели, куда сбросить авиабомбы. Но так как наша колонна была уже в роще, то хорошо видимой цель был только мой танк на фоне не скошенного ржаного поля. Я решил уйти с дороги вглубь поля, принять удары авиации на себя и тем обезопасить нашу танковую роту. Я приказал механику – водителю старшему сержанту Дурову ни в коем случае не глушить мотор и как можно быстрее выполнять мои приказы «Вперёд», «Назад», открыл командирский люк, стал на сиденье и наблюдал за самолётами.
Вот ведущий штурмовик сделал крен на правое крыло, замедлил скорость, выправился и пошёл в пике. Вот отделилась от самолёта маленькая точка, самолёт вышел из пике, слышно было, как мотор взревел, самолет набрал высоту и удалился, а точка стремительно росла. Вот она набрала свою траекторию, и мне отчётливо стало видно, где в каком месте она приземлится и за мгновение до разрыва я опустился на корточки и закрыл люк. Первая бомба взорвалась метрах в десяти от танка. После разрыва бомбы и осыпания комков земли я также мгновенно открывал люк и наблюдал за очередной бомбой сброшенной штурмовиком, которая уже была в свободном падении и была на своей траектории. За ней третья и много, много других. За всё время бомбёжки я только трижды давал команду механику-водителю – один раз «Назад» и два раза «Вперёд», уходя от прямого попадания.
Никаких повреждений мой танк не получил и я благополучно продолжил движение и вскоре нагнал свою роту в ближайшей роще.
Увидев мой танк совершенно невредимым с полным экипажем, наши товарищи оторопели: «Как же так, более двадцати самолётов сбросило на вас бомбы, а вы остались невредимы!» «Да,- сказал я,- и это бывает. На то и война!»
Через несколько напряжённых боевых дней наш корпус был снова переброшен на другой опасный участок фронта и поздно ночью занял оборону.
Рано утром я услышал от наблюдателей: «Тигры, Тигры»! Немедленно открыл командирский люк и с командирской башни действительно увидел два развернувшихся танка гитлеровцев, движущихся в нашем направлении. Тут же я заметил, что моя огневая позиция выбрана неудачно. Необходимо немедленно её менять. Я сделал два прицельных выстрела и сменил позицию, несколько левее за садом у дома. Доложил новому командиру роты капитану Зайцеву. В этот момент услышал сильный взрыв справа, посмотрел в триплекс и увидел страшную картину: на том месте, где был мой танк, образовалось большое чёрное облако, а в воздухе висела танковая башня тридцатьчетвёрки. Как стало известно позже, там, где был молодой механик-водитель сержант Юрпалов, мой бывший радист на Калининском фронте, сменил позицию на моё место и принял снаряд вместо меня. Попадание снаряда «Тигра» в танковую боеукладку и её взрыв совместно с горючим разворотил танк во все стороны и от экипажа не осталось и следов.
С новой позиции из-за кирпичного дома я развернул башню в сторону противника, выдвинулся из-за дома, сделал ещё два прицельных выстрела и «Тигр» остановился. Второй «Тигр» был подбит огнём танка лейтенанта Варданяна ударом в борт в самом населённом пункте. Немецкая пехота, сопровождавшая танки была рассеяна по полю и частично уничтожена.
Этот эпизод наглядно показал, какое значение имеет для экипажа правильный выбор огневой позиции с точки зрения своей живучести, удобства ведения огня и маскировки.
Тяжёлые дни боёв сменяли один другого. Наши войска успешно продвигались на Запад, освобождая сёла и города, уничтожая фашистов.
В один из дней лета 1943 года, а точнее в августе в день моего двадцатилетия (5 августа) был освобождён город Орёл. Столица нашей Родины впервые в Великой Отечественной войне салютовала доблестным войскам двадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий.
Наступило короткое время передышки, время подготовки к новым боям, к новым испытаниям в череде боёв на левобережной Украине и битве за Днепр.
Пороскун Иван Семёнович, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, танкист, воевал на Т- 34. Участник боёв за Великие Луки в 1942г., Орловско-Курской битвы, форсирования Днепра, боёв за освобождение Украины, Польши. Боёв в Германии, Чехословакии. Закончил войну 9 мая 1945 г. в г. Праге. Почётный гражданин Солнечногорского района.
8 апреля 2014 г.
фото с сайта:
http://www.wio.ru/tank/color.htm
http://surfingbird.ru/fix/parsing/bkUN9B31B
- Внешний танка Т- 34-76
- Схема расположения войск