Мастер-класс
«Изготовление из газеты шляпы — треуголки и шляпы — двууголки»
Мастер-класс рассчитан на учащихся начальной школы (3-4 классы),
Цель мастер-класса:
Воспитание уважения к историко-культурному
наследию Отечества, чувства гордости за
достижения соотечественников
Задачи мастер-класса:
- Познакомить с историей армейских головных уборов;
- Сформировать понимания взаимоопределящей
связи армейской формы и армейской жизни;
- Познакомить с приёмами изготовления
армейских головных уборов из бумаги.
Материалы, используемые при выполнении работы (фото № 1):
- газеты
- степлер канцелярский
- ножницы
- карандаш
Назначение мастер-класса состоит в освоении нетрадиционных методов военно-патриотического воспитания детей. Данная форма может быть использована в комплексе мероприятий образовательного учреждения, посвящённых различным датам в военной истории нашего государства (День защитника Отечества, юбилей Бородинского сражения и др.), дома в виде подарков родственникам (папе, дедушке).
Работая педагогом дополнительного образования в объединении «Военно-патриотический клуб «Молодой суворовец», мне приходится много внимания уделять вопросам популяризации армейской службы. Занимаясь в рамках нашего объединения с ребятами, которые осознанно стремятся к изучению основ воинской службы, мы стараемся сформировать позитивное отношение к воинской службе среди более широкой аудитории учащихся нашего муниципального образования. Для этого был разработан цикл выездных музейно-педагогических занятий для детей разных возрастов. Об одном из этапов этого цикла — занятии под названием «Из истории головного убора российского солдата» и пойдёт сегодня речь. В ходе этого занятия учащимся показываются образцы армейских головных уборов. Некоторые из них демонстрируются на картинках с кратким пояснением о назначении данного головного убора, а так же истории его появления и дальнейшего развития. В конце такого занятия проходит мастер-класс по изготовлению шляп треуголок и двууголок. Как правило, на это уходит 15-20 минут. По мере возможности привлекаются в качестве помощников воспитанники нашего объединения. Помощников в школах можно подготовить из числа старшеклассников.
Проведение данного мастер-класса не требуется финансовых затрат. Для этого используются рекламные газеты, которые в изобилии имеются во многих крупных магазинах, или подъездах жилых зданий. Газеты более широкого формата можно приобрести в киосках союзпечати. Несколько канцелярских степлеров со скобами всегда можно найти в учебном заведении. Ещё потребуется карандаш и ножницы. Учащиеся могут принимать участие в этом мастер-классе без какой-то предварительной подготовки.
Подготовка к мастер-классу (изготовление заготовок):
Для проведения мастер-класса педагогу необходимо приготовить несколько газет формата 84х58 см (всё зависит от того сколько детей соберётся на занятие), газеты формата 58х42 см достаточно будет одной. Перед занятием из газет заранее готовятся два шаблона и несколько полосок. Для этого берётся один лист газеты формата 84х58 см (большой лист) и складывается пополам (фото № 2), ещё раз пополам и от центра ещё раз по диагонали (как при вырезании снежинок). Затем от острого угла (от центра листа) отмеряется 29 см и карандашом проводится дуга. Можно отмерить через 1-1,5 см точки и по ним от руки провести дугу. Газета обрезается по этой дуге и оставляется сложенной в виде сектора. Это получился первый шаблон (фото № 3). Берётся лист газеты формата 58х42 см (малый лист), (можно использовать и любой другой формат), складывается точно так же как и первый шаблон, только дуга проводится на расстоянии 9,5 см и обрезается. Это получился второй шаблон (фото № 3). Берётся газета формата 58х42 см в сложенном пополам виде и на ней проводятся три горизонтальные линии, которые делят лист газеты на четыре полоски шириной 10,5 см. (фото № 3). Если не хватит сил отрезать газету целиком – можно резать по 2-3 листа. Всего получится порядка тридцати заготовок, их вполне хватит на два занятия
Ход работы:
Перед занятием проводится инструктаж по условиям безопасной работы с колющими и режущими инструментами!
Учащиеся делятся на небольшие группы по 2-3 человека в каждой. На каждую группу выдаётся по листу газеты формата 84х58см (большая газета) и по полоске от газеты 58х42 см (газета малого формата), а также ножницы и степлер.
Шаг первый.
Берётся лист большой газеты и складывается пополам, затем ещё раз пополам и от центра ещё раз по диагонали. Точно также как мы готовили шаблон № 1, № 2 (фото № 2). Необходимо следить, чтобы газетный лист был сложен правильно. Для этого данную операцию лучше проводить всем одновременно.
Шаг второй.
В каждой группе на сложенную газету накладываются поочерёдно оба шаблона и проводятся две линии по их закруглённым краям (фото № 2). Для ускорения процесса можно привлечь помощников, но тогда надо заранее приготовить несколько комплектов шаблонов.
Шаг третий.
Предлагается детям ножницами разрезать газету по прочерченным дугам. В результате должен получиться сектор малого размера, из которого будет изготовлено донышко шляпы и кольцевой сектор более крупного размера, из которого потом будут изготовлены поля шляпы (фото № 4, № 5).
Шаг четвёртый.
Берётся полоска из газеты 58х10,5 см, один её конец накладывается на другой примерно по 1 сантиметру. Края скрепляются степлером, затем ещё по одному разу в глубине, насколько хватит длины степлера. Получается цилиндр с окружностью около 56 см. Он будет тульей шляпы (фото № 5). Полоска была длиной 58 см, а при наложении по 1 см с каждого края убавилась, что соответствует 56 размеру головного убора, что вполне будет соответствовать возрасту учеников 3-4 классов.
Шаг пятый.
Берётся маленький сектор и разворачивается. В результате получается газетный круг (фото № 5). Накладываем его на цилиндр сверху и скрепляем степлером за самые кончики бумаги (стараемся захватывать по 1-2 мм). Сначала скрепляем с одной стороны, затем с противоположной, используем в качестве ориентира линии, образовавшиеся при складывании газеты. Когда закрепили друг напротив друга, Скрепляем края круга и цилиндра поперёк предыдущим, а затем ещё несколько раз через равные промежутки. В результате донышко шляпы соединилось с тульей и начал вырисовываться образ будущего головного убора (фото № 5).
Шаг шестой.
Берётся кольцевой сектор – более крупная деталь и разворачивается. Получилось кольцо (фото № 5), которое образует поля шляпы. Аналогично кругу прикрепляем его к цилиндру, только уже с другого его края аналогичным способом. (Кольцо может получиться с внутренним отверстием большим, чем диаметр цилиндра. Нужно будет сделать на нём небольшую складку и зафиксировать её степлером.)
Так получилась шляпа с широкими полями, похожая на мушкетёрскую (фото № 6) При наличии времени можно пофантазировать и из обрезков газеты изготовить что-то наподобие пера (фото № 5). Для этого вырезается вытянутый сектор. Его необходимо несколько раз согнуть вдоль оси, для того, чтобы появились ребра жесткости, и прикрепить степлером к тулье под наклоном.
Далее некоторым группам предлагаем изготовить шляпы — треуголки, другим шляпы – двууголки.
Шаг седьмой.
Для шляпы треуголки мысленно представляем треугольник на полях шляпы и подворачиваем их вверх. Края подворотов можно скрепить между собой, либо на 2-3 мм по линии сгиба, чтобы шляпа держала форму (фото № 7). Если к шляпе ранее было прикреплено перо, то вершину треуголки надо расположить так, чтобы она и перо смотрели в одном направлении. (Ось симметрии, проходящая через передний угол, должна быть параллельна перу)
Шаг восьмой.
Для шляпы – двууголки необходимо поля разделить поровну и подвернуть вверх (фото № 7). Скреплять их для поддержания формы можно, так же как и у треуголки.
Задание выполнено. Изготовленные головные уборы можно примерить, сфотографироваться в них на память (фото № 8).
В ходе выполнения учащимися задания педагог рассказывает им о появлении широкополых шляп, причину их трансформирования в треуголки и в двууголки.
Треуголка – шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Она получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века. Мода на шляпу — треуголку пришла в Россию из Европы. Используемая до того широкополая шляпа стала неудобной при ношении на плече больших ружей, появившихся к тому времени. Позднее ей на смену пришла двууголка, которая легко складывалась и занимала меньше места.
Надеюсь, что проведение этого мероприятия будет способствовать формированию позитивного отношения к образу защитника Отечества.
Словарь терминов:
Шляпа – треуголка
Шляпа — двууголка
Тулья шляпы
Донышко
Поля шляпы
Сектор
Кольцевой сектор
Литература:
— Каштанов Ю.В. Русский военный костюм. Белый город, 2005г.
— Канник П. Военные униформы всех стран мира об армии. Полигон, 2002г.
— Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1988г.
— Дружинина В.М. Психология (учебник для вузов) СПб. Питер, 2007г.