Archives

All posts for the month Октябрь, 2014

Тема занятия:

Оказание помощи раненым и их эвакуация с поля боя.

Место проведения занятия: учебный класс

Кому адресовано: воспитанники объединения «Военно-патриотический клуб общевойскового профиля «Молодой суворовец»

Время проведения занятия: 2 х 45 мин

Рекомендованный возраст : 14 – 16лет

Цель занятия:
• познакомить воспитанников с видами ранений и порядком действий по оказанию первой медицинской помощи и их последующей эвакуации с поля боя;
• развить способность сопереживать, чувствовать, умение слушать окружающих;
• воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:

— выработка навыков, умений по распознаванию характера ранений
— определение последовательности действий при оказании первой медицинской помощи
— выработка навыков, умений по транспортировки раненых

Это занятие проводится с учащимися старших классов. Выйдя из школы, они напрямую соприкоснутся с реалиями жизни, где не будет учителя-наставника и решения придётся принимать самостоятельно. В наше время, когда неизмеримо возросла террористическая угроза, это занятие призвано ещё раз напомнить и на практике показать, как надо действовать в экстремальной ситуации, как правильно оказать помощь себе, товарищу и эвакуироваться в безопасное место. От правильно выбранной тактики действий может зависеть жизнь и здоровье людей.

Перечень имущества, используемого на занятии:

№ п/п Наименование имущества
Единица учёта

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Жгут кровоостанавливающий
Бинт марлевый 8х10
ИПП
Косынка медицинская
Шина транспортная Дитерихса
Шина лестничная Крамера
Сумка медицинская войсковая
Лямка санитарная 6 шт
4 шт
4 шт
2 шт
1 к-т
2 шт
1 к-т
2 шт

План проведения занятия:

Ι. Лекционная часть 10 мин.
— рассказ о боевой травме
— русские традиции по оказанию помощи раненым
— международные правовые нормы по защите раненых
— задачи, решаемые военно-медицинской службой
ΙΙ. Демонстрационная часть 10 мин.
— демонстрация средств оказания помощи раненым
— демонстрация порядка оказания медицинской помощи

ΙΙΙ. Практическая работа 40 мин.
— порядок наложения кровоостанавливающего жгута
— наложении повязок и средств иммобилизации
— транспортировка раненых

ΙV. Закрепление изученного материала 20 мин.
-викторина по правилам оказания первой медицинской помощи
— анализ ответов викторины
-конкурс по накладыванию повязки “чепец”

V. Заключительная часть: 10 мин.
— военные медики ВОВ
— подведение итогов усвоения материала
— рекомендации по дальнейшему изучению правил оказания медицинской помощи
— рассказ о том, где готовят военных медиков

Ход занятия

Ι. Лекционная часть
— рассказ о боевой травме
— русские традиции по оказанию помощи раненым
-международные правовые нормы по защите раненых
— задачи, решаемые военно-медицинской службой

В начале занятия воспитанникам даётся определение понятия «боевая травма» (травмирование военнослужащих, связанное с выполнением ими своих обязанностей в боевой обстановке). Боевая деятельность подразумевает физическое устранение противника всех противоборствующих сторон. В ходе боевой деятельности возможно возникновение ранений различной сложности и тяжести.
В связи с этим важное место занимает оказание помощи раненым и их эвакуация с поля боя.

До воспитанников доводятся международные правовые нормы по защите военнослужащих. Которые включают в себя положения о гуманном отношении к раненым военнослужащим противоборствующей стороны, о необходимости оказания им медицинской помощи. Места размещения раненых обозначаются флагами красного креста и вести боевые действия против лиц, находящихся там, согласно международных договорённостей, запрещено. Лица, осуществляющие насильственные действия в отношении раненых противоборствующей стороны становятся военными преступниками и подвергаются правовой ответственности.

Во все времена сохранение здоровья военнослужащих, оказание помощи раненым на поле боя и их эвакуация в тыл являлось важнейшей задачей нашего государства. Решением этой задачи занимается военно-медицинская служба. Под огнем противника сёстры милосердия, санитары, санинструктора, рискуя своей жизнью, оказывали помощь раненым и эвакуировали их с поля боя.
Образ военного медика является олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности.
Следует отметить, что военные медики не только боролись за жизни раненых, они так же вели и научную работу. Именно им принадлежат такие жизненноважные открытия, как применение эфира для наркоза, использование гипса для иммобилизации повреждённых конечностей и многое другое.

В период Великой Отечественной войны была разработана система поэтапного лечения раненых и больных с их эвакуацией по назначению. Помощь начинала оказываться на поле боя инструктором. Затем раненые концентрировались на эвакуационном пункте. Потом им оказывалась квалифицированная медицинская помощь в медико-санитарном батальоне и передвижных полевых госпиталях. Тяжело раненых направляли в стационарные тыловые госпиталя. Там оказывалась специализированная помощь. Все медицинские работники периода Великой Отечественной войны могут быть разделены на три группы в соответствии с поэтапным лечением. Каждая группа имела свою специфику.

ΙΙ. Демонстрационная часть
— демонстрация средств оказания помощи раненым
— демонстрация порядка оказания медицинской помощи

Воспитанникам объединения демонстрируется сумка медицинская войсковая и её содержимое. Внимание акцентируется на такие средства оказания медицинской помощи как жгут кровоостанавливающий, ИПП (индивидуальный перевязочный пакет), состоящий из стерильных двух ватно-марлевых подушек, бинта, уложенных в бумажную упаковку, которая в свою очередь помещена в в пакет из прорезиненной ткани. Далее идут бинт марлевый 8х10, косынка медицинская, лямка санитарная, шина транспортная Дитерихса, состоящей из деревянной подошвенной шины и двух раздвижных костылей. Шина лестничная Крамера, представляющая из себя вытянутый узкий прямоугольник, изготовленный из толстой проволоки и напаянными поперёк неё перемычками из тонкой проволоки, которая для исключения травмирования тканей обкладывается ватой и обматывается бинтом. В ходе демонстрации рассказывается для чего они предназначены.

После демонстрации средства оказания медицинской помощи преподаватель с помощью воспитанников демонстрирует способы их применения. При наложении жгута кровоостанавливающего обращается внимание на какой срок он может быть наложен. При использовании ИПП демонстрируется порядок его правильного вскрытия, исключающее нарушение стерильности. Лямка санитарная демонстрируется в сложенном состоянии и как приводится в рабочее состояние. Далее демонстрируется порядок наложения шины транспортной Дитерихса и шины лестничной Крамера.

ΙΙΙ. Практическая работа
— порядок наложения кровоостанавливающего жгута
— наложении повязок и средств иммобилизации
— транспортировка раненых

В практической части открытого урока воспитанникам объединения предлагается самим, под контролем педагога применить средства оказания медицинской помощи, используя своих товарищей как «условно раненых».
При наложении жгута воспитанники разделяются на пары. В начале всем предлагается нащупать пульс на лучевой артерии и сосчитать его за 15 секунд, затем умножить полученный результат на 4 и получить число сердечных сокращений за 1 минуту. Затем, прощупывая пульс, друг у друга поочерёдно предлагается пережать плечевую артерию до исчезания пульса, а затем медленно отпускать да его появления. После этого воспитанники друг другу накладывают кровоостанавливающий жгут и медленно отпускают до появления пульса. Это позволяет воспитанникам убедиться, что наложение жгута способствует остановки открытого кровотечения.
Перед наложением повязок внимание воспитанников обращается на порядок действия при оказании первой медицинской помощи. Сначала производится остановка кровотечения, если оно угрожает жизни, затем на рану накладывается асептическая повязка и только потом при необходимости проводится иммобилизация (фиксация) повреждённого участка.
Несколько ребят по очереди накладывают друг другу медицинские повязки, используя при этом бинты марлевые и индивидуальный перевязочный пакет. При этом при помощи марлевого бинта накладывается повязка на голову «Чепец», а ИПП используется как повязка на грудную клетку при её условном сквозном ранении.
Из 2-3 воспитанников создаётся команда, в которой один человек играет роль условно раненого, а двое оказывают ему помощь. Обращается внимание на правильность прикрепления подошвенной шины. После её наложения преподаватель тянет за эту «подошву», если пострадавший едет по столу, то это демонстрирует правильно выполненную работу, а в случае реального применения – гарантию надёжного вытяжения повреждённой нижней конечности. При этом говорится, что в случае реального наложения шины подобного действия проводить не следует, т.к. это может привести к дополнительному травмированию пострадавшего. Далее накладываются большой и малый раздвижные костыли, которые фиксируются специальными лямками. При выполнения всех манипуляций по наложению шины Дитерихса воспитанникам указывается на необходимость бережного отношения к пострадавшему.
Шина лестничная Крамера накладывается как правило на верхние конечности. Воспитанники в составе команды сначала подгоняют шину путём сгибания по форме тела, а затем с помощью бинта фиксируют «повреждённую» конечность.
Перед демонстрацией лямки санитарной воспитанникам предлагается перенести своего товарища на руках. Затем с помощью сложенной в виде восьмёрки лямки санитарной. После этого им задается вопрос, кокой способ наиболее удобен. После этого предлагается с помощью лямки поднять своего товарища со стула. Это даёт представление о том , что с помощью лямки можно раненых извлекать из повреждённой бронетехники. Затем одному из воспитанников предлагается перенести товарища на спине с помощью лямки, продетой через ноги и наброшенной на плечи. После этого предлагается подобную транспортировку выполнить в положении лёжа.

ΙV. Закрепление изученного материала
-викторина по правилам оказания первой медицинской помощи
— анализ ответов викторины
-конкурс по накладыванию повязки “чепец”

После практической отработки проводятся мероприятия по закреплению изученного материала. С этой целью воспитанникам раздаются листки, на которых в виде тестов поставлены вопросы по рассмотренным темам и им предлагается письменно на них ответить. Когда листки собраны, тот проводится краткий анализ ответов и рассматриваются правильные варианты ответов.
После викторины воспитанники разбиваются на команды, и им предлагается провести конкурс по накладыванию повязки «чепец».

1. Кровоостанавливающий жгут накладывается:
а) до наложения асептической повязки;
б) после наложения асептической повязки;
в) вместо асептической повязки.

2. Кровоостанавливающий жгут накладывается на время:
а) не более 0,5 часа;
б) не более 1,5 – 2 часа;
в) не более 1 суток.

3. При подозрении на перелом конечности раненого надо:
а) постоянно тормошить, не давая заснуть;
б) зафиксировать повреждённую конечность табельными или подручными средствами;
в) не обращать на него внимания.

4. Место ушиба необходимо:
а) сильно растереть;
б) наложить согревающий компресс;
в) приложить холод.

V. Заключительная часть:
— военные медики ВОВ
— подведение итогов усвоения материала
— рекомендации по дальнейшему изучению правил оказания медицинской помощи
— рассказ о том, где готовят военных медиков

После того как ребята на практике испробовали, что такое профессия военный медик, им приводятся примеры о военных медицинских работниках в годы Великой отечественной войны.
Санитары, санитарные инструкторы, медицинские сестры, врачи – все они самоотверженно выполняли свой долг на полях Великой Отечественной войны, у постели раненого, в операционной, во фронтовых и далеких от фронта тыловых госпиталях. Тысячи и десятки тысяч медицинских работников получили ордена и медали, лучшим присвоено звание Героя Советского Союза.
В соответствии с постановлением, подписанным 23 августа 1941 г Ставкой Верховного главнокомандующего было определено:
за вынос 15 человек с поля боя медицинского работника представляли к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу»,
25 человек— к ордену Красной Звезды,
40 человек — к ордену Красного Знамени,
80 человек — к ордену Ленина.
К концу войны более 116 тысяч человек личного состава военно-медицинской службы и 30 тыс. тружеников гражданского здравоохранения в годы войны были награждены орденами и медалями.
42 военных медицинских работника были удостоены звания Героя Советского Союза.
Потери медицинской службы составили 210 тыс. чел. Больше всего убитых и раненых было среди санитаров и санинструкторов.

В заключении занятия педагог проводит краткий анализ прошедшего занятия, а также даёт рекомендации по дальнейшему изучению правил оказания медицинской помощи. Ребятам вкратце говорится в каких учебных заведениях можно получить профессию военного медицинского работника.

Знакомство с новыми словами:

Боевая травма
Жгут кровоостанавливающий
ИПП
Иммобилизация
Шина транспортная Дитерихса
Шина лестничная Крамера
Лямка санитарная

17 апреля 2013 года

Выступление на семинаре
Тема:

Развитие творческих способностей среди воспитанников объединения
«Военно-патриотический клуб общевойскового профиля
«Молодой суворовец»

Есть такая профессия Родину защищать. Ратный труд требует от воинов высочайшего физического и морального напряжения. Ежеминутная готовность принести себя в жертву во благо Родины может накладывать определённый отпечаток на поведение военнослужащего.
Но человек в форме это не только воин, это ещё и личность, индивидуальность. История знает не мало выдающихся людей в погонах, таких как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов и многие другие.
Возвращаясь к нашей современной жизни хочу отметить, что я проходил службу в полку, командиром одного из батальонов в котором был художник. Это было ещё до перестройки. Тогда не было в ходу слово дизайн. Его художественный вкус позволил так оформить казарму, что посетив ее, появлялось только одно определение – «очень уютненько». Причём это был первый этаж, в материалах никаких излишеств, но всё равно уютно. Я служил в другом батальоне, на отделку его помещений мы использовали много ценных материалов, но было уже не то.

В канун демократических перемен нашего общества, когда я учился в педагогическом институте, один из преподавателей – будущий демократ, в беседе со мной высказал такую мысль, что военные тупоголовые по своему определению и представляют собой некую серую массу не заслуживающую никакого внимания. Высказывалось это все, причём в презрительной форме.

Это отношение молодых демократов к армии нашло своё отражение в дальнейших событиях, когда военные не сразу поддержали демократические преобразования, и мы были свидетелями бурных событий в Москве и в Регионах в восьмидесятые годы. В противовес им В.И. Ленин, который работе в армии уделял много внимания и в последствии в ходе революционных реформ опирался на поддержку солдат.

Различные воинские профессии требуют во многом творческого подхода.
Как разместить войска, как оценить складывающуюся обстановку, как определить порядок действий при выполнении поставленной задачи всё это требует творческого подхода. И именно отсюда рождаются великие полководцы, многих из которых мы можем сейчас без подготовки перечислить. А возьмите разведку, особенно нелегалов. Это, каким надо быть артистом, чтобы добыть нужную информацию и не раскрыться. В случае неудачной игры в тебя полетят не тухлые помидоры как на сцене, а настоящие пули и ваше творчество будут изучать и оценивать уже в застенках подвалов.
Задача нашего объединения «Военно-патриотический клуб общевойскового профиля «Молодой суворовец», как впрочем, и всей системы подготовки защитников Родины является формирование гармонично развитой личности. В основе нашей работы лежит изучение азов воинской профессии. Это и тактика и вооружение и организация быта. Но рассказать я сегодня хочу о творчестве своих воспитанников.
При наборе в объединение я предлагаю ребятам заполнить анкету, в которой им предлагается указать свои творческие способности. Это нужно для того, чтобы в ходе учебного процесса дать ребятам возможность проявить свои таланты.

В каких же направлениях проводится эта работа?

Так получилось, что 2 девушки из нашего объединения увлекались сочинением стихов. Это выпускница 2010-2011 года Жарова Ангелина – она пишет в стиле белый стих. По моему предложению они написала стихи о войне, с которыми выступила перед ветеранами в Центре социального обслуживания лиц пожилого возраста на ул. Пионерская в канун Дня Победы. Другая юная поэтесса – выпускница объединения прошлого года Медведева Анастасия. Она со своей подборкой стихов стала лауреатом VIII районного конкурса школьная пресса 2011 в номинации «Юные поэты», а также участником международного конкурса «Купель» 2011-2012 г.г. по произведениям Александра Костюнина. Обе девушки поддерживают связь с нами и принимают участие в некоторых праздничных мероприятиях. В конце своего выступления я покажу фрагмент выступления Насти со своими стихами.

В этом году несколько наших воспитанников запело. Тон этому задают опять девушки. Гусева Полина сказала, что любит петь и когда мы с ней стали подбирать песенный репертуар к конкурсу посвящённому Дню защитника отечества к ней присоединились ещё двое ребят это Намаконов Владимир и Мошков Егор. К празднику мы с ними подготовили две песни, причём одну из них – «Надежда» предложили поддержать зрителям, что они с большим удовольствием сделали. Таким образом получилось, что пел весь зал.
Ещё один воспитанник – Зайцев Андрей. Он самостоятельно обучается игре на гитаре. Ему мы также предоставили аудиторию. Со своей композицией «А я живу России» он стал завершающей большой жирной точкой нашего праздника «Служу Отечеству» 20 февраля этого года. На творчестве Андрея мне хотелось бы задержаться подольше. У этого молодого человека не очень, получается, осваивать предметы воинской подготовки. Практически каждый норматив он выполняет последним или хуже всех, очень переживает за это, старается и вновь не успевает.
Это понятно, не всем легко даётся учёба, но у него очень велико желание как-то выделиться из общей массы, что-то сделать лучше всех, а ещё лучше сделать то, что другие не могут. И он сделал это со своей песней и сорвал бурю аплодисментов. Свою работу педагога дополнительного образования я вижу не только в том, чтобы обучить ребят военному делу, а ещё помочь им самореализоваться, помочь как – то самоопределиться в будущей самостоятельной жизни.
Но не только на сцене наши воспитанники проявляют свои творческие способности.
Например Гусева Полина хорошо печёт торты. И она уже не раз во время праздничного застолья радовала нас своим произведением. Хочется сказать, что когда на столе стоят магазинный торт и Полинин, то как-то получается так, что её торт поедается в первую очередь. К сожалению, фотографию этих тортов не сохранилось. Фото застолий есть, а торта нет.
В прошлом году воспитанница объединения Медведева Анастасия со своей композицией «Новогодний мотив» приняла участие в районной рождественской выставке. К сожалению призовых мест на ней нам не досталось, но в нашем объединении труды Насти были оценены по достоинству.

Некоторые ребята приходят на занятия пораньше. И чтобы не тратить время даром мы занимаемся игрой в шахматы, шашки. Иногда изготавливаем из бумаги небольшие поделки, например несколько вариантов колечек. Девушки на день Святого Валентина дарили ребятам валентинки, а они им колечки с сердечками. Можем изготавливать и другие предметы: кораблики, пирамидки. Словом все, что душе угодно.

Ещё над одним этапом творчества мне бы хотелось задержать ваше внимание. Это объёмная резьба по дереву. С ростом числа воспитанников мы столкнулись с проблемой нехватки деревянных автоматов. У некоторых моих знакомых мне удалось раздобыть несколько экземпляров. Но этого было мало. Тогда я решил попробовать изготовить их своими силами и привлечь для этого воспитанников объединения. Берётся обычная доска и начинается процесс её обработки. Сначала в ход идёт пила, рубанок. Когда вырисовывается контур автомата в ход идут резцы по дереву. Хочется отметить, что ребята с удовольствием этим занимаются. В процессе работы появляется куча опилок, стружки, в классе стоит запах свежее оструганного дерева. На фотографиях вашему вниманию предлагается исходный материал, то есть доски разной толщины для автомата и магазина с пистолетной рукояткой. Готовые изделия в разной степени готовности и некоторые эпизоды самого процесса создания автоматов с участием воспитанников.

Самоанализ занятия

Я провёл плановое занятие с воспитанниками объединения «Военно-патриотический клуб общевойскового профиля «Молодой суворовец» по теме «Оказание помощи раненым и их эвакуация с поля боя» из раздела «Военно-медицинская подготовка».
Цель обучения воспитанников состоит в том, чтобы сделать их способными самостоятельно ориентироваться в складывающейся ситуации.

Целью занятия было ознакомление воспитанников объединения с видами ранений и порядком оказания первой медицинской помощи, а также о бережном и гуманном отношении к военнослужащим, получившим ранение.

Занятие проводилось в комбинированной форме – лекция сочеталась с демонстрацией, практической работой и проведением викторины.
Отличительной чертой воспитанников военно-патриотической направленности является тяга к действию. Ребят, пожелавших посвятить себя изучению военного дела в большинстве своём трудно длительное время удерживать на месте. Их трудно представить несколько часов сидящими за столом и нанизывающими бисер или часами разучивающими какую-то ноту. Им, только узнав новый материал, непременно надо испробовать всё на практике. Поскольку невозможно что-то сделать не изучив теорию, наиболее приемлемой формой проведение занятий является комбинация теории и практики, демонстрации и практики, а уже после того, как воспитанники что-то выполнят можно и обсудить полученный результат. Иногда или зачастую, как говорит один из старейших педагогов ДДТ «Юность», проводящий занятия в объединении «Пулевая стрельба» Фомин Владимир Иванович, ребёнку правильней будет просто положить на стол винтовку, автомат, противогаз, шину, бинт и т.д. и спокойно подождать, когда он его изучит визуально и тактильно. «Тогда у него в голове сложатся полочки и этажерочки, на которые он будет раскладывать получаемый материал» — на современном, компьютерном языке «папки и файлы».

На занятии решались следующие задачи:
Обучающие:
• Формирование понятий боевой травмы;
• Формирование представления о том, что, вступая в бой, военнослужащий должен понимать, что он может получить ранение той или иной тяжести;
• Формировать умения правильно использовать средства оказания медицинской помощи;
• Выработать правильный порядок действий при оказании медицинской помощи;
• Познакомить воспитанников с правилами эвакуации раненых с поля боя;
• Познакомить воспитанников с опытом работы военных медиков в годы ВОВ;
Воспитательные:
 Установление психологического и эмоционального контакта с воспитанниками;
 Воспитывать у детей чувство сострадания к чужой боли;
 Воспитывать чувство патриотизма и гордости за выбранную профессию защитника Родины;
Развивающие:
 Развивать умение выбирать правильное направление действий при оказании медицинской помощи;
 Развивать эмоциональное восприятие происходящего и выражать его в своих действиях

На занятии использовались подлинные предметы, находящиеся на вооружении военно-медицинской службы Российской армии: Жгуты кровоостанавливающие, бинты, ИПП (индивидуальный перевязочный пакет), косынка медицинская, транспортные шины Дитерихса и Крамера, лямки санитарные, сумка медицинская войсковая.
На занятии были использованы методы:
по виду источника информации
• Словесные (рассказ, беседа при объявлении темы, целей, задач и изложении теоретической части материала);
• Наглядные (при демонстрации средств оказания медицинской помощи);
• Практические (при отработке упражнений по оказанию медицинской помощи;
по виду учебной деятельности:
• Самостоятельная работа (при наложении повязок, транспортных шин, при переноске «раненых»;
• Логическое мышление (при решении тестов)

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности воспитанников на протяжении всего занятия.

В ходе занятия вскрылись проблемы по недостатку времени, для того чтобы каждый воспитанник мог выполнить каждую проводимую манипуляцию самостоятельно. Разделение на команды и группы способствовало тому, что некоторые обучаемые выступали в качестве зрителей, а не участников. Не удалось достичь полного взаимопонимания с детьми в вопросах сострадания и бережного отношения к пострадавшим – при выполнении манипуляций в некоторых случаях проявлялась небрежность, которая причиняла болезненные ощущения условно раненым.
Тем не менее, следует отметить, что поставленные цели и задачи в целом были выполнены. Воспитанники научились распознавать ранения и принимать решение по порядку оказания медицинской помощи. В большинстве своём они научились правильно останавливать кровотечения, накладывать медицинские повязки, транспортные шины, умело эвакуировать раненых с поля боя. Эмоциональный фон был на высоком уровне, воспитанники с большим удовольствием проводили все манипуляции, правильно реагировали на указания.
У меня сложилось убеждение, что если ребята окажутся рядом с пострадавшими, то смогут им правильно оказать медицинскую помощь.

Мастер-класс
«Изготовление из газеты шляпы — треуголки и шляпы — двууголки»

Мастер-класс рассчитан на учащихся начальной школы (3-4 классы),
Цель мастер-класса:
Воспитание уважения к историко-культурному
наследию Отечества, чувства гордости за
достижения соотечественников
Задачи мастер-класса:
• Познакомить с историей армейских головных уборов;Безымянный
• Сформировать понимания взаимоопределящей
связи армейской формы и армейской жизни;
• Познакомить с приёмами изготовления
армейских головных уборов из бумаги.
Материалы, используемые при выполнении работы (фото № 1):
• газеты
• степлер канцелярский
• ножницы
• карандаш
Назначение мастер-класса состоит в освоении нетрадиционных методов военно-патриотического воспитания детей. Данная форма может быть использована в комплексе мероприятий образовательного учреждения, посвящённых различным датам в военной истории нашего государства (День защитника Отечества, юбилей Бородинского сражения и др.), дома в виде подарков родственникам (папе, дедушке).

Работая педагогом дополнительного образования в объединении «Военно-патриотический клуб «Молодой суворовец», мне приходится много внимания уделять вопросам популяризации армейской службы. Занимаясь в рамках нашего объединения с ребятами, которые осознанно стремятся к изучению основ воинской службы, мы стараемся сформировать позитивное отношение к воинской службе среди более широкой аудитории учащихся нашего муниципального образования. Для этого был разработан цикл выездных музейно-педагогических занятий для детей разных возрастов. Об одном из этапов этого цикла — занятии под названием «Из истории головного убора российского солдата» и пойдёт сегодня речь. ввывВ ходе этого занятия учащимся показываются образцы армейских головных уборов. Некоторые из них демонстрируются на картинках с кратким пояснением о назначении данного головного убора, а так же истории его появления и дальнейшего развития. В конце такого занятия проходит мастер-класс по изготовлению шляп треуголок и двууголок. Как правило, на это уходит 15-20 минут. По мере возможности привлекаются в качестве помощников воспитанники нашего объединения. Помощников в школах можно подготовить из числа старшеклассников.

Проведение данного мастер-класса не требуется финансовых затрат. Для этого используются рекламные газеты, которые в изобилии имеются во многих крупных магазинах, или подъездах жилых зданий. Газеты более широкого формата можно приобрести в киосках союзпечати. Несколько канцелярских степлеров со скобами всегда можно найти в учебном заведении. Ещё потребуется карандаш и ножницы. Учащиеся могут принимать участие в этом мастер-классе без какой-то предварительной подготовки.
Подготовка к мастер-классу (изготовление заготовок):
Для проведения мастер-класса педагогу необходимо приготовить несколько газет формата 84х58 см (всё зависит от того сколько детей соберётся на занятие), газеты формата 58х42 см достаточно будет одной. Перед занятием из газет заранее готовятся два шаблона и несколько полосок. Для этого берётся один лист газеты формата 84х58 см (большой лист) и складывается пополам (фото № 2), ещё раз пополам и от центра ещё раз по диагонали (как при вырезании снежинок). Затем от острого угла (от центра листа) отмеряется 29 см и карандашом проводится дуга. Можно отмерить через 1-1,5 см точки и по ним от руки провести дугу. Газета обрезается по этой дуге и оставляется сложенной в виде сектора. Это получился первый шаблон (фото № 3). Берётся лист газеты формата 58х42 см (малый лист), (можно использовать и любой другой формат), кекукцеукскладывается точно так же как и первый шаблон, только дуга проводится на расстоянии 9,5 см и обрезается. Это получился второй шаблон (фото № 3). Берётся газета формата 58х42 см в сложенном пополам виде и на ней проводятся три горизонтальные линии, которые делят лист газеты на четыре полоски шириной 10,5 см. (фото № 3). Если не хватит сил отрезать газету целиком – можно резать по 2-3 листа. Всего получится порядка тридцати заготовок, их вполне хватит на два занятия
Ход работы:
Перед занятием проводится инструктаж по условиям безопасной работы с колющими и режущими инструментами!
Учащиеся делятся на небольшие группы по 2-3 человека в каждой. На каждую группу выдаётся по листу газеты формата 84х58см (большая газета) и по полоске от газеты 58х42 см (газета малого формата), а также ножницы и степлер.
Шаг первый.
Берётся лист большой газеты и складывается пополам, затем ещё раз пополам и от центра ещё раз по диагонали. Точно также как мы готовили шаблон № 1, № 2 (фото № 2). Необходимо следить, чтобы газетный лист был сложен правильно. Для этого данную операцию лучше проводить всем одновременно.
Шаг второй.
В каждой группе на сложенную газету накладываются поочерёдно оба шаблона и проводятся две линии по их закруглённым краям (фото № 2). Для ускорения процесса можно привлечь помощников, но тогда надо заранее приготовить несколько комплектов шаблонов.
Шаг третий.
Предлагается детям ножницами разрезать газету по прочерченным дугам. В результате должен получиться сектор малого размера, из которого будет изготовлено донышко шляпы и кольцевой сектор более крупного размера, из которого потом будут изготовлены поля шляпы (фото № 4, № 5).
Шаг четвёртый.
Берётся полоска из газеты 58х10,5 см, один её конец накладывается на другой примерно по 1 сантиметру. Края скрепляются степлером, затем ещё по одному разу в глубине, насколько хватит длины степлера. Получается цилиндр с окружностью около 56 см. Он будет тульей шляпы (фото № 5). Полоска была длиной 58 см, а при наложении по 1 см с каждого края убавилась, что соответствует 56 размеру головного убора, что вполне будет соответствовать возрасту учеников 3-4 классов.
Шаг пятый.
Берётся маленький сектор и разворачивается. В результате получается газетный круг (фото № 5). Накладываем его на цилиндр сверху и скрепляем степлером за самые кончики бумаги (стараемся захватывать по 1-2 мм). Сначала скрепляем с одной стороны, затем с противоположной, используем в качестве ориентира линии, образовавшиеся при складывании газеты. Когда закрепили друг напротив друга, Скрепляем края круга и цилиндра поперёк предыдущим, а затем ещё несколько раз через равные промежутки. В результате донышко шляпы соединилось с тульей и начал вырисовываться образ будущего головного убора (фото № 5).
Шаг шестой.
Берётся кольцевой сектор – более крупная деталь и разворачивается. Получилось кольцо (фото № 5), которое образует поля шляпы. Аналогично кругу прикрепляем его к цилиндру, только уже с другого его края аналогичным способом. (Кольцо может получиться с внутренним отверстием большим, чем диаметр цилиндра. Нужно будет сделать на нём небольшую складку и зафиксировать её степлером.)
Так получилась шляпа с широкими полями, похожая на мушкетёрскую (фото № 6) При наличии времени можно пофантазировать и из обрезков газеты изготовить что-то наподобие пера (фото № 5). Для этого вырезается вытянутый сектор. Его необходимо несколько раз согнуть вдоль оси, для того, чтобы появились ребра жесткости, и прикрепить степлером к тулье под наклоном.
Далее некоторым группам предлагаем изготовить шляпы — треуголки, другим шляпы – двууголки.
Шаг седьмой.
Для шляпы треуголки мысленно представляем треугольник на полях шляпы и подворачиваем их вверх. Края подворотов можно скрепить между собой, либо на 2-3 мм по линии сгиба, чтобы шляпа держала форму (фото № 7). Если к шляпе ранее было прикреплено перо, то вершину треуголки надо расположить так, чтобы она и перо смотрели в одном направлении. (Ось симметрии, проходящая через передний угол, должна быть параллельна перу)
Шаг восьмой.
Для шляпы – двууголки необходимо поля разделить поровну и подвернуть вверх (фото № 7). Скреплять их для поддержания формы можно, так же как и у треуголки.
Задание выполнено. Изготовленные головные уборы можно примерить, сфотографироваться в них на память (фото № 8).
В ходе выполнения учащимися задания педагог рассказывает им о появлении широкополых шляп, причину их трансформирования в треуголки и в двууголки.
Треуголка – шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Она получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века. Мода на шляпу — треуголку пришла в Россию из Европы. Используемая до того широкополая шляпа стала неудобной при ношении на плече больших ружей, появившихся к тому времени. Позднее ей на смену пришла двууголка, которая легко складывалась и занимала меньше места.
Надеюсь, что проведение этого мероприятия будет способствовать формированию позитивного отношения к образу защитника Отечества.
Словарь терминов:
Шляпа – треуголка
Шляпа — двууголка
Тулья шляпы
Донышко
Поля шляпы
Сектор
Кольцевой сектор
Литература:
— Каштанов Ю.В. Русский военный костюм. Белый город, 2005г.
— Канник П. Военные униформы всех стран мира об армии. Полигон, 2002г.
— Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1988г.
— Дружинина В.М. Психология (учебник для вузов) СПб. Питер, 2007г.